КОНФЛИКТ, КОТОРЫЙ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ
в соавторстве с Верой Берёзовой |
При всем многообразии религий в
современном российском обществе, пожалуй, ни одна конфессия
не является предметом столь бурных дискуссий, как католицизм.
В то время как еще в 60-е гг. ХХ в. 2-й Ватиканский
собор принципиально изменил отношение Католической церкви
к православию (официальная доктрина Католической церкви ныне
признает благодатность и спасительность Православной церкви),
подобного примирения со стороны Московской патриархии нет
до сих пор. Между тем, в России (по Конституции – светском,
но по доминирующей роли православия на фоне других религий
православном государстве), как утверждает митрополит Римско-католической
церкви в России Тадеуш Кодрусевич, проживает свыше 600 тыс.
католиков.
Феномен католицизма в России можно объяснить, лишь осознав
его место в контексте русской культуры. Русское национальное
самосознание веками строилось на противопоставлении себя «Западу»,
но в ходе российской истории возникали и прокатолические настроения,
связанные с всплесками модернизации страны. Так было, например,
на рубеже XVII-XVIII вв., когда новации Петра I разрушили
конфессиональный изоляционизм и в России появились первые
католические храмы. С этого момента многочисленные и с годами
растущие общины поляков, немцев и других западноевропейцев
начали создавать католические приходы в крупных городах империи.
Русские католики появляются в России гораздо позже – в ХIХ
в. В этот период в кругах дворянской интеллигенции распространяются
экуменические идеи (идеи воссоединения западной и восточной
церквей в единую Вселенскую Церковь). Они стали причиной первых
обращений в католицизм некоторых представителей высших слоев
общества. А уже в начале ХХ в. это явление становится массовым,
и на территории России появляются католические общины этнических
русских.
В 1907 образовалась Русская католическая церковь восточного
обряда. В ней осуществилось соединение двух церковно-культурных
традиций, сохранившее столь неотъемлемый для России православный
обряд. Фактическими основателями Греко-католической церкви
стали православные Алексей Зерчанинов и Леонид Федоров, уверовавшие
в истинность католичества и посвятившие себя делу Унии, а
также старообрядческий священник Евстафий Сусалев.
Так в российском католицизме стали сосуществовать два обряда.
Тогда, в начале ХХ в., наметилась тенденция к тому, что латинский
обряд сохранится для польских и немецких католиков, в то время
как русские будут обращаться в католицизм восточного обряда.
До октября 1917 Католическая церковь в России была одной из
крупнейших. Ныне в стране существуют две католические епархии
и экзархат католиков восточного обряда, 331 католический приход.
В первые годы после революции большевики, были терпимы к протестантам
и старообрядцам, но к католичеству (как, впрочем, и к православию)
выказывали особую нелюбовь. Разгром Католической церкви начался
в 1922 и закончился полной ликвидацией легальных католических
структур в середине 30-х гг. Перед первой мировой войной в
Москве был открыт лишь один костел.
Только в конце 80-х гг., во времена горбачевской перестройки,
католичество стало возрождаться. Традиционный русский изоляционизм
на короткое время был ослаблен. В 1989—1993 гг. на пике западнических
настроений многие российские граждане обратились в католичество.
В 1991 в России была восстановлена католическая иерархия:
появились две епархии – европейская в Москве (ее возглавил
поляк из Белоруссии Тадеуш Кондрусевич) и азиатская в Новосибирске
(ее глава – поволжский немец-иезуит Йозеф Верт, тайно состоявший
в ордене с середины 70-х гг.). С этого времени началось восстановление
существовавших до революции католических приходов.
Однако восстановить свое прежнее положение Католической церкви
пока не удается. В Москве около 65 тыс. католиков и всего
два храма, в которых читаются проповеди не только на латинском,
испанском, корейском, польском, английском, армянском, французском
языках, но и, ежедневно, на русском.
Не желая портить отношения с Московской патриархией, Католическая
церковь официально придерживается позиции, что католицизм
в России следует возрождать в определенных этнических слоях
(поляки, немцы, литовцы, латыши). В действительности сейчас
уже нет прежнего барьера между русскими и нерусскими – большинство
живущих в России поляков, немцев, литовцев настолько смешались
браками и русифицировались, что даже забыли свой родной язык,
и богослужения на языках «этнических католиков» им обычно
непонятны.
С середины 90-х гг. русские миряне-активисты начали поднимать
вопрос о необходимости русификации католицизма, укоренении
его в русской культурной традиции. Среди предложений: почитание
православных святых, канонизированных после разделения церквей
в 1054 г, заимствование латинским обрядом в России элементов
православного богослужения, отказ от использования явных элементов
польской религиозной традиции. Иногда речь даже заходит о
восстановлении Русской католической церкви восточного обряда,
которая на территории СССР была де-факто ликвидирована в 1937
г. Эта идея приобретает актуальность среди русских католиков,
выросших в православной традиции, но не желающих юрисдикции
Московской патриархии.
Против утверждения восточного обряда в католических общинах
России категорически возражает Московская патриархия. Не видит
в нем необходимости и Ватикан. Влиятельные ватиканские круги
считают установление дружественных отношений с Московской
патриархией задачей более важной, чем оказание поддержки греко-католическим
общинам, которые, не смотря на это, существуют, растут и развиваются.
Это факт, с которым рано или поздно придется считаться.
Московская патриархия не желает мириться с ростом и укреплением
католицизма в России, расценивая любой успех католиков как
«поражение» православия. Правда, некоторые представители православного
духовенства относятся к Католической церкви терпимо. Таковы,
например, теплые взаимоотношения православной епархии, возглавляемой
владыкой Гавриилом, епископом Благовещенским и Тындинским,
и католического прихода Преображения Господня в Благовещенске,
настоятель которого – отец Владимир Сек. В Благовещенске,
как утверждает газета «Свет Евангелия» (10.03.2002), католики
и православные приглашают друг друга на богослужения на все
большие праздники. Отец Владимир говорит: «Мы
стараемся быть в курсе того, что происходит в обеих Церквах.
Если возникает какое-то напряжение, мы с владыкой Гавриилом
встречаемся и обсуждаем все вопросы лично».
Но подобное – скорее исключение и не формирует официальную
политику. Патриарх и влиятельные священнослужители постоянно
обвиняют католиков в «прозелитизме» и «экспансии». В Заявлении
Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 12.02.2002
г. говорится, что повышение статуса административных структур
Римско-католической церкви в России до уровня епархий «означает
вызов, брошенный Православию».
А вот митрополит Тадеуш Кондрусевич убежден, что католики
России имеют равные права с гражданами, исповедующими другие
религии и что подобные упреки Русской Православной церкви
являются вмешательством во внутренние дела Католической церкви.
А обвинения в прозелитизме бездоказательны.
Феномен современного российского католицизма невозможно объяснить
миссионерской активностью католиков – она не столь значительна.
За ним стоит естественная тяга к католицизму части российского
общества. Об этом говорит и социальный состав общин. В большинстве
своем это молодежь (главным образом, студенчество) и интеллигенция.
Для них неразрывно связанными с верой оказываются понятия
культуры, свободы и прав человека. Этим, пожалуй, и обусловлен
тот факт, что Католическая церковь в России всегда будет иметь
паству (и не только среди иностранцев). Поэтому конфликт Православной
и Католической церквей выглядит беспочвенным.
» Вернуться в раздел публикации
© Feofania Vital: an author, screenwriter, poet. All rights reserved. Web-site design and elaboration by vladalex.ru
|