Feofania Vital

Creations
Publications
Have a Say
Collaboration
The Author
Photo-Gallery
Announcements
Contacts

КОНФЛИКТ, КОТОРЫЙ МОЖНО РАЗРЕШИТЬ

в соавторстве с Верой Берёзовой


При всем многообразии религий в современном российском обществе, пожалуй, ни одна конфессия не является предметом столь бурных дискуссий, как католицизм.

В то время как еще в 60-е гг. ХХ в. 2-й Ватиканский собор принципиально изменил отношение Католической церкви к православию (официальная доктрина Католической церкви ныне признает благодатность и спасительность Православной церкви), подобного примирения со стороны Московской патриархии нет до сих пор. Между тем, в России (по Конституции – светском, но по доминирующей роли православия на фоне других религий православном государстве), как утверждает митрополит Римско-католической церкви в России Тадеуш Кодрусевич, проживает свыше 600 тыс. католиков.

Феномен католицизма в России можно объяснить, лишь осознав его место в контексте русской культуры. Русское национальное самосознание веками строилось на противопоставлении себя «Западу», но в ходе российской истории возникали и прокатолические настроения, связанные с всплесками модернизации страны. Так было, например, на рубеже XVII-XVIII вв., когда новации Петра I разрушили конфессиональный изоляционизм и в России появились первые католические храмы. С этого момента многочисленные и с годами растущие общины поляков, немцев и других западноевропейцев начали создавать католические приходы в крупных городах империи.

Русские католики появляются в России гораздо позже – в ХIХ в. В этот период в кругах дворянской интеллигенции распространяются экуменические идеи (идеи воссоединения западной и восточной церквей в единую Вселенскую Церковь). Они стали причиной первых обращений в католицизм некоторых представителей высших слоев общества. А уже в начале ХХ в. это явление становится массовым, и на территории России появляются католические общины этнических русских.

В 1907 образовалась Русская католическая церковь восточного обряда. В ней осуществилось соединение двух церковно-культурных традиций, сохранившее столь неотъемлемый для России православный обряд. Фактическими основателями Греко-католической церкви стали православные Алексей Зерчанинов и Леонид Федоров, уверовавшие в истинность католичества и посвятившие себя делу Унии, а также старообрядческий священник Евстафий Сусалев.

Так в российском католицизме стали сосуществовать два обряда. Тогда, в начале ХХ в., наметилась тенденция к тому, что латинский обряд сохранится для польских и немецких католиков, в то время как русские будут обращаться в католицизм восточного обряда.
До октября 1917 Католическая церковь в России была одной из крупнейших. Ныне в стране существуют две католические епархии и экзархат католиков восточного обряда, 331 католический приход.

В первые годы после революции большевики, были терпимы к протестантам и старообрядцам, но к католичеству (как, впрочем, и к православию) выказывали особую нелюбовь. Разгром Католической церкви начался в 1922 и закончился полной ликвидацией легальных католических структур в середине 30-х гг. Перед первой мировой войной в Москве был открыт лишь один костел.

Только в конце 80-х гг., во времена горбачевской перестройки, католичество стало возрождаться. Традиционный русский изоляционизм на короткое время был ослаблен. В 1989—1993 гг. на пике западнических настроений многие российские граждане обратились в католичество. В 1991 в России была восстановлена католическая иерархия: появились две епархии – европейская в Москве (ее возглавил поляк из Белоруссии Тадеуш Кондрусевич) и азиатская в Новосибирске (ее глава – поволжский немец-иезуит Йозеф Верт, тайно состоявший в ордене с середины 70-х гг.). С этого времени началось восстановление существовавших до революции католических приходов.

Однако восстановить свое прежнее положение Католической церкви пока не удается. В Москве около 65 тыс. католиков и всего два храма, в которых читаются проповеди не только на латинском, испанском, корейском, польском, английском, армянском, французском языках, но и, ежедневно, на русском.

Не желая портить отношения с Московской патриархией, Католическая церковь официально придерживается позиции, что католицизм в России следует возрождать в определенных этнических слоях (поляки, немцы, литовцы, латыши). В действительности сейчас уже нет прежнего барьера между русскими и нерусскими – большинство живущих в России поляков, немцев, литовцев настолько смешались браками и русифицировались, что даже забыли свой родной язык, и богослужения на языках «этнических католиков» им обычно непонятны.

С середины 90-х гг. русские миряне-активисты начали поднимать вопрос о необходимости русификации католицизма, укоренении его в русской культурной традиции. Среди предложений: почитание православных святых, канонизированных после разделения церквей в 1054 г, заимствование латинским обрядом в России элементов православного богослужения, отказ от использования явных элементов польской религиозной традиции. Иногда речь даже заходит о восстановлении Русской католической церкви восточного обряда, которая на территории СССР была де-факто ликвидирована в 1937 г. Эта идея приобретает актуальность среди русских католиков, выросших в православной традиции, но не желающих юрисдикции Московской патриархии.

Против утверждения восточного обряда в католических общинах России категорически возражает Московская патриархия. Не видит в нем необходимости и Ватикан. Влиятельные ватиканские круги считают установление дружественных отношений с Московской патриархией задачей более важной, чем оказание поддержки греко-католическим общинам, которые, не смотря на это, существуют, растут и развиваются. Это факт, с которым рано или поздно придется считаться.

Московская патриархия не желает мириться с ростом и укреплением католицизма в России, расценивая любой успех католиков как «поражение» православия. Правда, некоторые представители православного духовенства относятся к Католической церкви терпимо. Таковы, например, теплые взаимоотношения православной епархии, возглавляемой владыкой Гавриилом, епископом Благовещенским и Тындинским, и католического прихода Преображения Господня в Благовещенске, настоятель которого – отец Владимир Сек. В Благовещенске, как утверждает газета «Свет Евангелия» (10.03.2002), католики и православные приглашают друг друга на богослужения на все большие праздники. Отец Владимир говорит: «Мы стараемся быть в курсе того, что происходит в обеих Церквах. Если возникает какое-то напряжение, мы с владыкой Гавриилом встречаемся и обсуждаем все вопросы лично». Но подобное – скорее исключение и не формирует официальную политику. Патриарх и влиятельные священнослужители постоянно обвиняют католиков в «прозелитизме» и «экспансии». В Заявлении Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II от 12.02.2002 г. говорится, что повышение статуса административных структур Римско-католической церкви в России до уровня епархий «означает вызов, брошенный Православию».

А вот митрополит Тадеуш Кондрусевич убежден, что католики России имеют равные права с гражданами, исповедующими другие религии и что подобные упреки Русской Православной церкви являются вмешательством во внутренние дела Католической церкви. А обвинения в прозелитизме бездоказательны.

Феномен современного российского католицизма невозможно объяснить миссионерской активностью католиков – она не столь значительна. За ним стоит естественная тяга к католицизму части российского общества. Об этом говорит и социальный состав общин. В большинстве своем это молодежь (главным образом, студенчество) и интеллигенция. Для них неразрывно связанными с верой оказываются понятия культуры, свободы и прав человека. Этим, пожалуй, и обусловлен тот факт, что Католическая церковь в России всегда будет иметь паству (и не только среди иностранцев). Поэтому конфликт Православной и Католической церквей выглядит беспочвенным.

» Вернуться в раздел публикации

© Feofania Vital: an author, screenwriter, poet. All rights reserved. Web-site design and elaboration by vladalex.ru

© Феофания Виталь: поэт, сценарист, писатель.
Все права защищены, 2004 - .
Дизайн и разработка сайта