"ВОЛШЕБНАЯ ЛАМПА" ШТЕЙНА
Есть мнение, что люди искусства, театра делают благотворительность
примитивным орудием создания собственного имиджа, образа.
(И им это простительно, ведь всю свою жизнь они имеют дело
с образами. Это их хлеб и мировосприятие.) Но человеку, посвятившему
более 40 лет своей жизни кукольному театру и вот уже почти
3 года осуществляющему благотворительную программу творческой
реабилитации детей-инвалидов, – не до собственного имиджа.
Тем более что сам он в настоящее время заправляет всем, сидя
в инвалидном кресле.
В начале февраля у главного Сказочника театра
"Волшебная лампа" было много хлопот. Надо было встретиться
с ребятами-инвалидами, которые хотели его поздравить, спонсорами,
телевизионщиками. Дело в том, что доброму Сказочнику (а заодно
директору и художественному руководителю театра), Владимиру
Михайловичу Штейну, исполнилось 60 лет. И, пожалуй, самые
теплые слова в день его рождения прозвучали из уст детей-инвалидов,
для которых он создал студию в своем театре.
А началось все с того, что театр, который ставил спектакли
для детей по детским книгам, стал выезжать со спектаклями
по больницам, травматологическим отделениям, детским домам.
На поприще служения детям люди-кукольники из команды Штейна
не новички – Московскому театру детской книги "Волшебная
лампа" уже более десяти лет. А команда подобралась –
что надо: Марина Грибанова, посвятившая более сорока лет куклам
как художник и Штейну как жена; артисты, любящие свое дело
(некоторые из них, что называется, "выросли прямо на
подмостках"); сейчас со Штейном сотрудничает Ольга Славянова,
около двадцати лет работавшая режиссером “Спокойной ночи,
малыши!” Они-то знают, что нужно детям. Вот и решил Владимир
Михайлович создать на базе театра Центр творческой реабилитации
детей-инвалидов. Для этого Штейн разработал собственную программу,
которая была принята Городским благотворительным Советом в
числе самых первых (в 1997 г.). И работа закипела пуще прежнего.
Организационную сторону “продвижения” программы Штейна и утверждения
ее городским Благотворительным советом взяла на себя С.Е.
Бочарова – директор Международного общественного информационно-просветительского
Движения "Добро без границ". Она помогла в поиске
спонсора, строительной организации (у театра не было даже
своего зрительного зала), производителей театральной мебели.
Через факультет специальной педагогики и специальной психологии
Московского городского педагогического университета (МГПУ)
вышли на семьи с детьми-инвалидами, которые сейчас и посещают
творческую студию "Сделай шаг". Студенты-волонтеры
с кафедры специальной психологии тестируют детей, дают им
логопедические упражнения. Теперь ребята-студийцы могут не
только бесплатно посмотреть спектакли, но и принять участие
в различных творческих конкурсах и встречах. 2 – 3 раза в
месяц они собираются в театре и на каждом занятии узнают что-то
новое. У поэта Марка Шварца они учатся писать стихи, выполняют
домашние задания на рифмование, которые он им дает. С музыкантами-бардами
(А. Пинегиным, В. Луферовым, В. Антоновым) ребята с удовольствием
поют песни. С педагогом-оригамистом Ниной Острун учатся японскому
искусству складывания фигурок из бумаги. Через посредничество
артистки Натальи Державиной – беседуют с Хрюшей.
– Мы узнали, как пишутся песни и делаются сценарии к передаче
"Спокойной ночи, малыши!", – рассказывает жизнерадостная
9-летняя Галя (диагноз – ДЦП).
- Мы изучаем скороговорки!
- Тут мы научились дружить! (Настя, 8 лет, гиперкинетическая
форма ДЦП)
Перед спектаклем, увидев, что я опрашиваю детей-инвалидов,
ко мне подбежал здоровый бойкий мальчишка.
- А вы из газеты? А я не хожу на студию, мы просто пришли
на спектакль с классом. Я тут уже не в первый раз. Мне нравится,
что в спектаклях участвуют сразу и куклы, и люди, – протараторил
он.
- С удовольствием ли дети идут на занятия в студии? Безусловно.
Тут даже нам, родителям, нравится. Мы все здесь согреты теплом
и заботой, – говорит мама Оли (девочки 10-ти лет, диагноз
ДЦП).
Большую часть группы (а в ней около 15 человек) составляют
дети с ДЦП, но есть и ребята с задержкой психического развития.
Сейчас привлекаются также дети из семей беженцев. Конечно
же, все они нуждаются в поддержке профессионального психолога.
И такой человек в студии есть – это Л.В. Кузнецова, завкафедрой
специальной психологии МГПУ. Она помогает Штейну ставить психо-терапевтические
спектакли, в которых участвуют и дети, и родители.
- Сейчас мы работаем над спектаклем по сказке Киплинга "Откуда
пошли броненосцы", – рассказывает Людмила Вениаминовна,
– где главные герои – зверюшки – маленькие и слабые, но, объединяясь,
они становятся способными противостоять насилию. У многих
детей тут есть чувство страха – перед сильным, перед чужаком,
который может обозвать их "инвалидами". Мы же приводим
в студию гостей, дети общаются с ними, и страх отступает.
В конце каждого занятия мы все беремся за руки, словно принимая
этих бывших "чужаков" в свою семью. Очень важным
моментом, на мой взгляд, является то, что ребята дарят гостям
подарки, учатся отдавать кому-то свое тепло.
Обсуждаются на студии и просмотренные спектакли. Иногда ребята
сами пишут рецензии, отмечают, что им особенно "запало
в душу", читают вместе книги. Так, совместное чтение
"Маленького Принца" произвело на мальчика Сашу такое
сильное впечатление, что он упросил родителей купить ему карту
звездного неба и взялся за изучение астрономии с целью выяснить,
на каком именно астероиде жил Маленький Принц.
"Для ребенка сказка – это жизнь. Кукла – живое существо",
– говорит Владимир Михайлович. Он дает ребятам такие задания,
как, например, сделать зверюшку по форме кисти руки (она,
как варежка или перчатка, должна одеваться на руку), и ребята
делают совсем как живых ежиков, черепашек, попугаев, рыбок.
В подобных упражнениях дети получают хорошую возможность для
выплеска потенциала своей бурной фантазии. Они изобретают
фазьяну (гибрид фазана и обезьяны) или носолина (носорога,
скрещенного с павлином) и искренне радуются своим новым друзьям.
- Наша задача – избавить их от одиночества, ввести в мир доброго
и вечного через игру людей и кукол, – говорит Штейн.
- А какой, по-вашему, должна быть "идеальная" кукла?
- Наивной и доброй куклой, которая внушает чувство покровительства.
Ребенок маленький, но он должен почувствовать, что есть кто-то
еще меньше и слабее него и нуждается в его защите. Тогда он
вырастет добрым и заботливым. А современные Барби такого чувства
не внушают. Дети, воспитанные на таких игрушках, компьютерах
и телевизорах, становятся прагматиками. Не приучая ребенка
к книге, мы чего-то не додаем ему в детстве. Наш театр ставит
спектакли по детским книгам. Он создан для того, чтобы растить
интеллигенцию, которая не утекала бы заграницу, а оставалась
здесь, жила и строила эту страну. Что такое наши современные
дети? Мы предоставляем их самим себе. Занимайтесь, мол, чем
хотите. Так и появляется детский секс, порнография (недавно
мне дали такую кассету – я просто ужаснулся). Детей
надо спасать. А спасать можно только любовью и пониманием.
Во времена моего послевоенного детства, например, детей просто
снимали с заборов и тащили заниматься театром. Важно увлечь,
что мы и пытаемся делать: у нас каждый день спектакли, разные
праздники; весь год – Пушкинские уроки.
Сам Владимир Михайлович – человек, безусловно, увлеченный.
Увлеченный кукольным театром, причем еще с юности. В 18 лет
поставил с детьми в городском Доме пионеров свой 1-ый в жизни
спектакль, "Кошкин дом” (по сказке С. Маршака) – приобретал
двухгодичный трудовой стаж, необходимый для поступления на
режиссерский в ГИТИС. Пришел к заучу своего Дома пионеров,
куда еще с детства бегал, и попросил дать ему любую работу,
"хоть грузчиком", лишь бы стаж набрать. А зауч,
видно, давно обнаружила у парня талант. "Нет,
братец, – говорит, – грузчиков я
себе и так найду. А ты лучше сделай так, чтобы у нас в Доме
пионеров был собственный кукольный театр".
Штейн не растерялся и поставил "Кошкин дом".
С тех пор прошло много лет. Владимир Михайлович учился у С.В.
Образцова и "самообразовывался". Систему самообразования
он всегда считал главной и необходимость учиться у кого-то
ощущал постоянно. Он сидел на репетициях у Г.А. Товстоногова
и А.А Гончарова, работал 10 лет в театре Образцова и столько
же в Башкирии, преподавал в ГИТИСе и в Уфимском институте
искусств. С театром “Волшебная лампа” выезжал со спектаклями
в Болгарию, Италию и Бельгию. И то обилие добра и тепла, которое
он накопил за все эти годы, Штейн сейчас дарит детям.
"Мне кажется, каждый театр призван нести веру, надежду
и любовь, сочетая в своей деятельности развлечение и просвещение",
– завершает Владимир Михайлович.
» Вернуться в раздел публикации
© Feofania Vital: an author, screenwriter, poet. All rights reserved. Web-site design and elaboration by vladalex.ru
|