МУЗЫКА СФЕР,
ИЛИ ФОРТЕПЬЯННАЯ ТЕРАПИЯ
ВАЛЕНТИНА МАТВЕЕВА
Музыка – как сказочная вода: она
может быть живой или мертвой. Она способна вдохновлять на
подвиги и побуждать к разрушениям, поднимать кровяное давление
и вызывать депрессии. С помощью музыки можно передавать свое
эмоциональное состояние, улучшать рост растений, созидать
свою философию и даже лечить детей с ДЦП.
То, что певцы и музыканты дают концерты
в пользу инвалидов, – явление нынче не такое уж редкое. Но
всяк ли из них может похвастаться, что своей музыкой способен
лечить или, как минимум, "окрылять" слушателей?
А "окрыленным" и словно обновленным после встреч
с пианистом и композитором Валентином Матвеевым себя действительно
чувствуешь. И возникает ощущение, что этот человек, из-под
чьих пальцев с легкой виртуозностью то выпархивают игривые,
детские, то струятся величаво-таинственные мелодии, с такой
же легкостью выполняет свою жизненную задачу. Несмотря на
политперепетии в стране и не раздумывая о том, платным или
бесплатным будет для него новый концерт, Матвеев садится за
инструмент и будто источает из себя музыку. Музыку, соединенную
с его природной доброжелательностью и дружелюбием.
Пианист с мировым именем, доцент Государственного Музыкального
педагогического института им. М.М. Ипполитова-Иванова, он
давал благотворительные концерты в Рахманиновском Зале и Музее
А.С. Скрябина, в Московском Доме Ученых и выставочных залах.
Если концерты не были бесплатными, то деньги, вырученные от
них, Матвеев часто перечислял на развитие тех же музеев, где
концертировал.
Термин "бесплатные" концерты Валентин Сергеевич
отличает от "благотворительные". Последние, по его
словам, "должны нести идею".
– Я хотел бы зажечь слушателей творческим горением, чтобы
они почувствовали красоту жизни, красоту созидания. И пошли
вперед к спасению.
Красота, спасение… Подобные мотивы философии Достоевского,
возможно, неслучайны. Глубокое интуитивное чувствование аудитории
– характерная черта пианиста.
– Для меня общение с публикой, – говорит Матвеев такой же
энергетический обмен, как между мужчиной и женщиной, если
они влюблены друг в друга. Особенно, если встреча происходит
в уже "наигранном", знакомом зале. Наигранный зал
– словно намоленная икона.
– То, что он извлекает из инструмента, приобретает совершенно
новое звучание, – рассказывает жена Валентина Сергеевича.
– Отчасти это объясняется тем, что Валя занимается практической
психоэнергетикой.
Я удивленно поднимаю брови, но, как выясняется, это еще не
предел. Так, в 4-хчасовой беседе в теплой домашней обстановке
завеса таинственности немного приоткрывается: помимо изучения
резервов психики Матвеев освоил и технику работы с телом,
причем на профессиональном уровне. Валентин Сергеевич, пианист
с тонкими красивыми пальцами музыканта – обладатель черного
пояса (второй дан) по бесконтактному каратэ.
На мой вопрос, как ему удается совмещать музыку в ее классической
ипостаси с боевым искусством (не с гимнастикой какой-нибудь,
ушу, например) Матвеев не растерялся: "А
что такое каратэ? Это ведь русская мужицкая пляска!".
Сам Валентин Сергеевич поклонник древней Руси. Это видно даже
по названиям его музыкальных произведений "Скоморохи",
"Кулачный бой". Его музыка – простая, открытая,
как он сам, – была бы, на мой взгляд, хорошим дополнением
в изучении русской истории. Предмет, подкрепленный музыкально-художественными
образами, яркими, точными, дети воспринимали бы охотнее. Также
как они охотно воспринимают его уроки игры на фортепьяно.
А уж работать с ребятами Матвеев большой мастак. Он разработал
собственные методики музыкального воспитания детей от 3-х
лет. Вот так на занятиях для самых маленьких появился разноцветный
Пожиратель диезов и бемолей, а на столах – заменители нотных
значков: пряники изображали ноты, конфеты в обертках играли
роль диезов, трюфели – бемолей, а сладкая соломка служила
палочками для нот. С любовью и заботой к детям он всегда подготавливал
для них что-нибудь полезное и интересное. Например, изобрел
специально для ребят координационную аппликатуру: ритм, ноты
отражаются различными цветами. Такой метод и разбор музыкального
произведения "с точки зрения примитива" позволяют
моментально выучивать его. Особенно если процесс обучения
постоянно сопровождается самобытными матвеевскими прибаутками-импровизациями
типа "Ля, ля, ля, умеет петь наш коричневый
медведь" или "…нотка соль, среди нот она король".
Подобные уроки иногда индивидуальны, а иногда Валентин Сергеевич
устраивает их и на детских благотворительных выступлениях.
В его программе также предусмотрена игра в четыре руки с неподготовленным
малышом из зала. Ребенок отбивает простейший ритм на двух
клавишах, Матвеев исполняет "более серьезную" партию,
и всем это доставляет массу удовольствия.
– У детей, с которыми я занимался с 3-5 лет, – замечает пианист,
– очень хорошо развиваются пальцы и кисти рук, а это в дальнейшем
дает эффект уверенного письма и рисования. Что такое развитая
кисть? Это развитая чувствительность пальцев и координация.
Я, например, освоил слепой десятипальцевый метод работы на
компьютерной клавиатуре в кратчайшие сроки. Поэтому, необходимо
помнить, что терапевтический эффект имеет не только слушание
музыки, но и игра на классических музыкальных инструментах.
Каждый инструмент имеет свое особое назначение. Занятия на
фортепьяно можно связать, например, с дыханием: регулированием
вдоха и выдоха, лечебной задержкой дыхания. Улучшаются физиологические
процессы, связанные с двигательной активностью, обменом веществ.
Со своей женой, Дианой Григорьевной Рубинштейн, уроками игры
на фортепьяно Валентину Сергеевичу удавалось даже, по их словам,
излечивать ДЦП у ребенка. Диана Григорьевна заметила странную
"негибкость" кисти у девочки, которую одна мама
приводила к ним заниматься. Мама призналась, что у ее дочери
церебральный паралич. Через некоторое время занятиями музыкой
диагноз был снят. Как эта супружеская пара излечила болезнь?
Один Бог знает. Ведь одними упражнениями на гибкость этого
не сделаешь. Не иначе как психоэнергетическая терапия подействовала.
У музыкантов было желание даже организовать подобные "музыкально-целительные"
занятия с детьми с ДЦП в одном из лечебных учреждений, но
там "не оказалось места", как им сказали. А вообще
создание такого реабилитационного центра – мечта Матвеева.
– Музыка способна реабилитировать ребенка-инвалида, – говорит
он. – В звуке существует гармония сфер. Музыка – законченный
язык и не требует пояснений. Она близка к алгебре. Это смена
двух гармоний, которая передает чувства.
Скорее всего, именно ощущение присутствия гармонии в музыке
подтолкнуло Матвеева и его жену к созданию полифонического
мини-театра с поэтическим названием "Эльмовы огни"
(открытие его состоялось в феврале в Российско-Немецком Доме
в Москве): он играет классику, она читает стихи поэтов, опять
же классиков.
– Мир не должен исчезнуть в шестьдесят, – улыбается Валентин
Сергеевич. – Человеку всегда нужно открывать что-то новое.
Так он для себя решил. И открыл "нового старого"
пианиста А.В. Станчинского – никому неизвестного русского
композитора начала двадцатого столетия. Его Матвеев считает
одним из талантливейших отечественных композиторов: исполняет
музыку Станчинского, пишет о нем монографию. И еще одной мечтой
Валентина Сергеевича является открытие музея современной музыкальной
культуры им. А.В. Станчинского, для которого уже подготовлены
практически все материалы. Вот если бы кто-нибудь помог с
помещением для музея с небольшим залом для концертных выступлений?
…На его веку более 300 премьер-выступлений. Он играл в Болгарии,
Португалии, Польше, во многих уголках России и бывшего СССР.
Он дружил с Арамом Хачатуряном и Валерием Гаврилиным, с С.Губайдулиной
и Р.Щедриным. Л. Оборин и Эдисон Денисов посвящали ему свою
музыку.
А какого же еще, более дорогого, чем музыка, подарка
может ожидать человек, для которого музыка – это сама жизнь?..
» Вернуться в раздел публикации
© Feofania Vital: an author, screenwriter, poet. All rights reserved. Web-site design and elaboration by vladalex.ru
|