Feofania Vital

Creations
Publications
Have a Say
Collaboration
The Author
Photo-Gallery
Announcements
Contacts

УЧИТЬСЯ ХОЧЕТСЯ ВЕЗДЕ



Чем отличается следственный изолятор от тюрьмы? Да ничем. Те же тесные камеры, железные двери, решетки. (Если вам когда-нибудь становилось грустно перед клеткой в зверинце, то тут стало бы просто жутко…) Отличие лишь в том, что те, кто находится под следствием "хранятся" в изоляторе временно – до решения суда. Но это "временно" длится иногда больше года. За этот период можно немало осознать и многому научиться, особенно растущему подростку. Было бы у кого.

Если выразиться более точно: была бы школа – научились бы. Потому что "у кого" учиться мальчишкам из московского следственного изолятора ИЗ 48/5 уже есть – преподаватели нашлись. Все упирается лишь в регистрацию такой школы – бюрократический момент, без которого ее просто не позволят открыть.

Вот уже полгода идея создания школы, самой обычной, общеобразовательной, в ИЗ не может получить своего реального воплощения. Ни в Москве, ни по стране школ в изоляторах пока нет. И, если инициаторам удастся пробить бетон чиновнического наплевательства (иначе не назовешь), она будет первой.

Принято считать, будто школы и не нужны там вовсе: слишком неопределенный срок пребывания в ИЗ мальчишек – от месяца до года. ("Больше года малолеток, как правило, не держат", – объяснил мне замначальника изолятора по воспитательной работе майор А.В. Алямкин.) Другое дело – колония, где сроки отбывания наказания строго регламентированы. А раз известно, насколько человек "задержится" в этих краях, то можно организовать для него и что-то постоянное. И относительно того, чем бы занять подростка, там дела обстоят получше. В колониях ребята трудятся в мастерских, имеют возможность освоить рабочую специальность. В изоляторах же – постепенно тупеют, состязаются в силе и воровской ловкости да делают брагу из хлеба. Вот и все времяпрепровождение.

– В женском ИЗ Москвы девушек не более тридцати. Занять их каким-нибудь делом помогает местный православный приход, – рассказывает Алямкин. – А у нас полтысячи парней, от 14 до 18 лет. Многие из них абсолютно безграмотны. По воскресеньям к ним приходит батюшка. Беседует. Наставляет. Но ведь этого мало. Ребята задыхаются в четырех стенах.

Конечно, несовершеннолетние преступники содержатся в более "комфортных" условиях, нежели их взрослые "коллеги". (Последние вынуждены спать в три смены, поскольку их количество в 3 раза превышает число коек. Зачастую им по этой же причине недостает матрацев, бушлатов.) У подростков все это есть, в камерах тепло, кормят по "тамошним" меркам нормально. Но в состоянии ли вы представить, что в вашей маленькой, пусть даже не столь мерзкой комнатенке пред вами из дня в день маячат еще 10-15 сожителей? И такая густонаселенность отнюдь не редкость. Это вам не испытание космонавтов на одиночество. Хотя и там, и тут имеет место изоляция от реального внешнего мира. Только в космических условиях она компенсируется теле- и радиомиром. В изоляторе – редкими встречами с родными. Два раза в месяц. Через толщу стекла и на дистанции телефонного шнура. У детдомовцев, а их тут 60-70%, и такой возможности нет. Телевизоры в камерах большая редкость, и их, конечно же, привозят только родители. Но большинство "домашних" ребят – из неблагополучных семей, поэтому приходится обходиться без роскоши. Однако если все же случается, что счастье в виде телевизора или холодильника "привалило", администрация ИЗ этому не препятствует.
Всего и радости-то у мальчишек – это баня раз в неделю да ежедневная прогулка. Выведут их "на 2 часа в 4 угла" – та же камера, только вместо потолка дырка. "Небо в клеточку". Ребятам, как говорится, "с обостренным чувством справедливости" это особенно давит на психику. И даже беседы с психологом в кабинете, где висит люстра Чижевского, ионизирующая воздух, помогают не всегда. Вот и рады они любой смене обстановки. Поэтому очень многие из них выразили желание учиться. Можно сказать, сама ситуация подсказала начальнику изолятора, Анатолию Владимировичу Северинову, идею создания школы.

В августе прошлого года Северинов начал писать письма в Московский комитет образования с просьбой оказать содействие в организации обучения подростков. Ответа он так и не получил и за неимением времени практику "чистописания" прекратил. Но – дело его не умерло.
На организацию школы Северинов вдохновил свою хорошую знакомую, Людмилу Гаврилову, человека с совершенно безумным (в хорошем смысле этого слова) потенциалом энергии и обладающую всеми чертами простой русской сверхженщины.

Гаврилова тут же взялась за дело и убедилась (надо отметить, до сих пор убеждается), что ожидание ответа от Л.П. Кезиной, председателя Москомитета по образованию, безуспешно. Поэтому она параллельно с этой, односторонней, перепиской вела другую. Писала святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой помочь в "открытии Воскресной школы при изоляторе, где бы будущие батюшки проходили практику преподавания Закона Божьего, математики и русского языка". Писала она и в Православный Свято-Тихоновский богословский институт, а также Богословский университет им. Иоанна Богослова. В Патриархию Гаврилова обратилась с письмом на бланке депутата Государственной Думы, в надежде, что хоть это сработает. В конце концов, из канцелярии Патриарха пришел позитивный ответ. А от Кезиной до сих пор, что называется, "ни ответа, ни привета". Письмам Гавриловой лишь аккуратно присваиваются регистрационные номера.

О “душах оступившихся подростков” согласилась также побеспокоиться международная благотворительная организация Армия спасения, региональный майор которой Джанет Гилсон после переговоров с Гавриловой выразила желание оплатить не только расходы на регистрацию школы, учебные пособия, гигиенические средства, но и зарплату учителям.* До этого Гаврилова обращалась к А. Чубайсу, к Е. Чевелихину, но 30тыс. рублей на тетрадки у них не оказалось.

Расположенные в одном районе с изолятором общеобразовательные школы помогли “чем могли”: партами, досками, стульями, “положениями о вечернем общеобразовательном учреждении”, по которым Гаврилова написала устав будущей и на сегодня единственной в Москве школы в изоляторе временного содержания. Ученики (отбирали мальчиков до 9 класса) составят 11 классов, но, т.к. в изоляторе имеется лишь две учебных аудитории, им, вероятно, придется учиться в разные дни недели. В близлежащих школах нашлись учителя, выразившие желание преподавать "трудным подросткам" школьные дисциплины.

Уже в феврале Гаврилова написала обращение к Министру образования В. Филиппову, Е. Примакову и жалобу Ю. Лужкову на молчание Кезиной.

Смешно, но в нашей стране бумажке верят больше, чем человеку, – и Людмила Юоьевна предусмотрительно взяла в ИЗ справку, удостоверяющую, что ее действительно приглашают туда на должность директора школы. Смешно и печально, что человек вынужден тратить свою энергию на то, чтобы вооружаться до зубов бумажками для борьбы с чиновниками. А школа уже могла бы работать…


*Коэффициент увеличения зарплаты учителя в изоляторе по сравнению со среднемесячной зарплатой учителя в обычной общеобразовательной школе (по РФ она составляет 650 р. при занятости 18 часов в неделю) должен быть увеличен, как считает Гаврилова, не менее, чем в 2 раза, ведь учитель испытывает психологическое напряжение, преподавая предмет детям, отделенным от него бордюром, да еще и в присутствии двух охранников.

» Вернуться в раздел публикации

© Feofania Vital: an author, screenwriter, poet. All rights reserved. Web-site design and elaboration by vladalex.ru

© Феофания Виталь: поэт, сценарист, писатель.
Все права защищены, 2004 - .
Дизайн и разработка сайта